Счастливое детство

 Проект «Любительский театр особенных людей «Ключ» был создан в 2019 году инициативной группой благотворительного фонда «Счастливое детство» на базе Регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития (школа-интернат №5 г. Хабаровска).

Театр «Ключ» – это творческая площадка, на которой реализуется программа социокультурной реабилитации детей, а также членов их семей. Основная идея театра – это объединение людей с разными возможностями через творчество. - Говорят, что театр начинается с вешалки. Ну а мы начинали наш театр с полноценного ремонта, - вспоминает Наталья Цирульник, председатель Хабаровского краевого благотворительного фонда «Счастливое детство». – Пришлось делать не только косметический ремонт помещения, но и специально проектировать сцену, чтобы детям с нарушениями развития было удобно подниматься и спускаться. Помещение быстро отремонтировали на внебюджетные средства, привлеченные фондом от благотворительных организаций города. Следующим этапом стало оснащение театрального зала доступной средой и необходимым световым и звуковым оборудованием. Первую пьесу мы показали только через полгода. Разработать и полноценно поставить театральную постановку с особенными артистами непросто. Но у нас прекрасный коллектив и мы знаем, что нам это по силам. Ведь главная цель – это социализация детей, возможность общаться в сообществе похожих людей. За пять лет сколько удалось поставить спектаклей?
- Мы поставили четыре спектакля и трижды съездили на гастроли. В 2022 году выступали в КДЦ «Созвездие» и в Биробиджане, а в 2023 – в ЦАМ «Шарголь» в Комсомольске-на-Амуре. Проект трижды выигрывал гранты (Благотворительный фонд «Вклад в будущее» ПАО Сбербанк, Российский фонд Культуры и субсидия для СОНКО от комитета по внутренней политике Хабаровского края). Мы принимали участие в различных театральных конкурсах, таких как «Путь к успеху», «Кулиска» в 2022 году, стали победителя регионального этапа первых международных детских творческих инклюзивных Игр в 2021 году.

- Расскажите о театре подробнее: какие дети в нем занимаются, как строится процесс?
- Ребята занимаются по-взрослому. Устают, конечно, но учатся терпеть, прилагать усилия, преодолевать трудности. Им приходится намного больше труда прикладывать для приобретения простых навыков. Некоторым даже просто сидеть прямо тяжело. Но если это необходимо для сцены – стараются и стремятся.
Мы работаем с разными детьми, в том числе, с тяжелыми, которые из-за поведенческих нарушений оставались дома и все многообразие этого мира для них было закрыто. Сейчас в театре постоянно занимаются более 20 детей с инвалидностью и вместе с ними более 20 взрослых. Это очень важно, чтобы взрослый сопровождал каждого ребенка. Конечно, в первую очередь потому, что таким детям нужно сопровождение, это обязательно. Так они будут чувствовать себя спокойнее и увереннее, зная, что рядом близкий человек. Но еще это важно и для самих взрослых. Для них это такая же перезагрузка, возможность выпасть из ежедневной сложной рутины и встряхнуться, сделать то, что не делали никогда. Театр – это всегда о человеке, о его эмоциях и чувствах, о том, как он себя ощущает в этом мире. - А как проходят сами занятия?
Они начинаются с разминки: упражнений на внимание, изучение пространства вокруг себя и ощущение себя в этом пространстве, развитие фантазии и воображения. Разминка длится около 20–30 минут.

Потом основная часть, работа над сценическим материалом. Этюды – разбираемся с персонажами в разных ситуациях пьесы, взаимоотношениями героев и так далее. После проводим репетицию самого спектакля. Абсолютно у всех участников вне зависимости от возраста и сложностей со здоровьем есть разные зажимы: скромность и стеснительность, пассивность, внезапный смех и так далее. Задача режиссера и педагога здесь – научить участников не бояться открываться людям, миру, не бояться пространства, себя, своего голоса, своих движений, не бояться быть собой. Кто занимается театральной деятельностью с детьми?
Мы пригласили режиссёра, который знаком с особенностями детей-инвалидов. Здесь важно понимать не только теорию, но и знать подход к таким детям. Ну и иметь большое сердце, конечно. Без любви к своему делу и к деткам ничего не получится. Сейчас в нашей театральной команде есть режиссер, педагог сценического искусства, звукорежиссер, светорежиссер. Пока мечтаем о вакансии работника сцены, художника по декорациям, но верим, что такие люди найдутся и придут к нам в команду. - Есть ли заметный результат? Как дети и родители реагируют на такую театральную деятельность?
Им однозначно нравится! Мы слышим и видим, что у них появляется желание делать любимое дело с еще большей отдачей. Почти у всех мы видим улучшение коммуникативных навыков, они получают практический опыт общения, следования правилам, учатся контролировать эмоций.

Важный момент в нашем театре: спектакль, в первую очередь, ставится не для зрителя, а для актеров. Задача в том, чтобы через процесс подготовки спектакля научить детей важным вещам: упорству, честности, щедрости и ответственности. А зрителям мы хотим показать, что особенные дети мало чем отличаются от обычных детей, что каждый из них также индивидуален и многогранен, не смотря на жизненные трудности. - Спектакль, который вы готовите сейчас, о чем? И когда планируется премьера?
- Рабочее название спектакля – «Телефон», по произведению Корнея Ивановича Чуковского. Премьерный показ намечен на 10 мая. Помимо нашей основной площадки, мы планируем показать спектакль на других театральных площадках Хабаровска.

Оставьте заявку удобным вам способом!
Оставить заявку

Оставить заявку

Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, я даю согласие на обработку персональных данных
×

Оставить заявку

Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, я даю согласие на обработку персональных данных
×
×
×